

Остеопатическая коррекция в составе комплексного лечения задержки речевого и психического развития у детей дошкольного возраста
https://doi.org/10.32885/2220-0975-2025-3-64-73
Аннотация
Введение. Задержкой психоречевого развития (ЗПРР) считается группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики. Точный диагноз устанавливают в 3–5 лет, когда нарушения начинают отражаться на психическом развитии ребенка, развитии мышления, понимании абстрактных понятий. ЗПРР у детей дошкольного возраста по данным эпидемиологических исследований составляет 8–10 % в зависимости от социально-экономических условий региона проживания. Своевременный комплексный мультидисциплинарный подход позволяет корректировать имеющиеся нарушения, однако зачастую это сопряжено с высокой фармакологической нагрузкой и необходимостью ежедневных визитов в лечебно-профилактические учреждения в течение длительного периода времени для выполнения медицинских процедур, что в условиях высокой заболеваемости детей дошкольного возраста сопряжено с определенными рисками. Поиск новых немедикаментозных способов коррекции в составе комплексной терапии детей с ЗПРР, позволяющих уменьшить медикаментозную нагрузку на растущий организм и оптимизировать схему лечения, уменьшив частоту визитов ребенка в лечебно-профилактические учреждения, и предопределило цель данного исследования.
Цель исследования — изучить влияние остеопатической коррекции в составе комплексного лечения детей дошкольного возраста с ЗПРР на нейропсихологические и логопедические показатели развития ребенка.
Материалы и методы. В проспективное рандомизированное контролируемое исследование, проводившееся в период с января 2023 г. по октябрь 2023 г. на базе Детской поликлиники № 3 (Грозный), были включены 50 детей с установленным диагнозом ЗПРР. Все участники были разделены на две сопоставимые группы — основную и контрольную, по 25 человек в каждой. Пациентам основной группы, наряду со стандартной медикаментозной терапией и психолого-логопедической коррекцией, проводили остеопатическую коррекцию. Дети контрольной группы получали только медикаментозную терапию и психологопедическую коррекцию. По окончании курса лечения у пациентов наблюдаемых групп оценивали остеопатический статус, нейропсихологические и логопедические показатели.
Результаты. У детей дошкольного возраста с ЗПРР чаще всего диагностировали соматические дисфункции регионального и локального уровня. В качестве доминирующих выявлены соматические дисфункции регионального уровня: региона головы — у 64 %; шеи (висцеральная составляющая) — у 20 % и региона твердой мозговой оболочки — у 12 %. Включение остеопатической коррекции в состав комплексного лечения детей дошкольного возраста с ЗПРР привело к статистически значимому (р<0,05) повышению коэффициента речевого развития с 14,6±1,5 до 44,4±0,9. Он стал соответствовать нормальному уровню речевого развития по сравнению с пациентами контрольной группы, где речевое развитие сохранилось на низком уровне.
Заключение. Остеопатическая коррекция в составе комплексного лечения ЗПРР у детей дошкольного возраста в сочетании со стандартной медикаментозной терапией и психологопедической коррекцией способствуют статистически значимому улучшению уровня речевого развития у детей, приводя его к нормальным показателям, по сравнению с применением стандартного фармакологического и психолого-логопедического лечения.
Об авторах
Э. Н. АбубакароваРоссия
Эльмира Нурдиевна Абубакарова, врач-невролог, врач-остеопат
364049, Чеченская республика, Грозный, пр. Мохаммеда-Али, д. 31А
О. В. Стенькова
Россия
Ольга Владимировна Стенькова, врач-педиатр, врач-остеопат
195298, Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 1/82
191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А
191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А
Э. Н. Ненашкина
Россия
Эльвира Николаевна Ненашкина, кафедра остеопатии с курсом функциональной и интегративной медицины, ассистент; врач-акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики, врач-остеопат
191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А
191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Список литературы
1. Асмолова Г. А., Заваденко А. Н., Заваденко Н. Н. и др. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы: Методические рекомендации. М.: Союз педиатров России, Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины; 2014: 57 с.
2. Фрисман Д. М., Гвозденко Т. А. Распространенность задержки речевого развития у детей преддошкольного и дошкольного возраста. Вестн. физиотер. и курортол. 2023; 2.
3. Бобылова М. Ю., Браудо Т. Е., Казакова М. В., Винярская И. В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Рус. журн. дет. неврол. 2017; 12 (1): 56–62. https://doi.org/10.17650/2073-8803-2017-12-1-56-62
4. Фрисман Д. М., Гвозденко Т. А., Фрисман И. В., Антонюк М. В. К вопросу об эффективности комплексной реабилитации у детей с задержкой психоречевого развития. Вестн. физиотер. и курортол. 2023; 2.
5. Байда Н. Г., Мохов Д. Е. Эффективность применения остеопатического лечения в комплексной реабилитации речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Рос. остеопат. журн. 2015; 1–2: 66–71. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2015-1-2-66-71
6. Абрамова Е. В., Аптекарь И. А. Остеопатическая коррекция соматических дисфункций у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Рос. остеопат. журн. 2019; 3–4: 54–61. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2019-3-4-54-61
7. Дудин А. В., Туева И. Д., Белаш В. О. Оценка эффективности остеопатических методов коррекции в комплексной терапии псевдобульбарной дизартрии у детей дошкольного возраста. Рос. остеопат. журн. 2017; 1–2: 53–60. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2017-1-2-53-60
8. Клинические рекомендации «Специфические расстройства развития речи у детей» (утв. Минздравом РФ 10 сентября 2021 г.).
9. Мохов Д. Е., Белаш В. О., Аптекарь И. А., Ненашкина Э. Н., Потехина Ю. П., Трегубова Е. С., Беляев А. Ф. Соматическая дисфункция: Клинические рекомендации 2023. Рос. остеопат. журн. 2023; 2: 8–90. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2023-2-8-90
10. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей (4-е изд., исправ. и доп.). М.: Педагогическое общество России; 1998.
11. Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. М.; 1989.
12. Ягунова К. В., Гайнетдинова Д. Д. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста. Рос. вестн. перинатол. и педиат. 2018; 63 (6): 23–30. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-6-23-30
13. Кузьмина Ю. О., Потехина Ю. П., Трегубова Е. С., Мохова Е. С. Возможности остеопатической коррекции функциональных нарушений у детей. Педиатр. 2017; 8 (6): 17–23.
Рецензия
Для цитирования:
Абубакарова Э.Н., Стенькова О.В., Ненашкина Э.Н. Остеопатическая коррекция в составе комплексного лечения задержки речевого и психического развития у детей дошкольного возраста. Российский остеопатический журнал. 2025;(3):64-73. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2025-3-64-73
For citation:
Abubakarova E.N., Stenkova O.V., Nenashkina E.N. Osteopathic correction as part of complex treatment of delayed speech and mental development in preschool children. Russian Osteopathic Journal. 2025;(3):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2025-3-64-73