Preview

Российский остеопатический журнал

Расширенный поиск

Удовлетворенность и готовность к профессиональной деятельности слушателей Института остеопатии (Санкт-Петербург): изучение с использованием опросника DREEM

https://doi.org/10.32885/2220-0975-2023-4-43-54

Аннотация

   Введение. В современной системе подготовки медицинских кадров значимым фактором качественной подготовки будущего специалиста является образовательная программа. Важнейшим показателем качества последней признана образовательная среда, влияющая на формирование компетенций и успешность обучающихся. Измерения образовательной среды с помощью разработанных и валидированных инструментов дают возможность во многом ее изменить, что в итоге позволит улучшить качество медицинского образования. На сегодняшний день быстрая система оценки образовательной среды, разработанная в Университете Данди, — Dundee Ready Education Environment Measure (опросник DREEM) — считается валидным и надежным инструментом, который принят повсеместно для измерения медицинской образовательной среды, оценки её сильных и слабых сторон по исследуемой образовательной программе и направления её совершенствования.

   Цель исследования — оценка восприятия образовательной среды слушателями Института остеопатии (Санкт-Петербург) с помощью опросника DREEM.

   Материалы и методы. В исследовании приняли участие 80 слушателей Института остеопатии (Санкт-Петербург), обучающихся по программам ординатуры и профессиональной переподготовки. Исследование проводили с помощью опросника DREEM, состоящего из 50 утверждений закрытого типа, которые сгруппированы в пять шкал: I. Восприятие студентами процесса обучения (12 утверждений); II. Восприятие студентами роли преподавателей в образовательном процессе (11 утверждений); III. Восприятие студентами собственной академической успеваемости (8 утверждений); IV. Восприятие студентами образовательной атмосферы (12 утверждений); V. Социальное самовосприятие и взаимодействие со средой (7 утверждений). Каждое из 50 утверждений оценивают по пятибалльной шкале: «полностью согласен» (4), «согласен» (3), «не уверен» (2), «не согласен» (1) и «совершенно не согласен» (0). Также проводили анализ удовлетворенности по отдельным утверждениям.

   Результаты. Анализ информации, полученной с помощью опросника DREEM, показал, что образовательная среда, сформированная в Институте остеопатии (Санкт-Петербург), оценивается слушателями как идеальная — 165,2 балла. Врачи, обучающиеся по образовательной программе ординатуры, оценивают образовательную среду статистически значимо (p < 0,05) выше, чем обучающиеся по программе профессиональной переподготовки. У слушателей, обучающихся по программе ординатуры, показатели уверенности в своей готовности к профессиональной деятельности находятся на достаточно высоком уровне — 3,5–3,7 балла, тогда как у слушателей, обучающихся по программе профессиональной подготовки, эти же показатели находятся на уровне 2–3,3 балла. Имеется несколько показателей образовательной среды, требующие совершенствования.

   Заключение. Подробное изучение уровня восприятия образовательной среды у слушателей Института остеопатии (Санкт-Петербург), обучающихся по разным образовательным программам, позволило выявить наиболее проблемные места в образовательном процессе, что дает возможность разработать предложения по совершенствованию текущей образовательной среды. Наибольшего внимания заслуживают вопросы организации социальной поддержки обучающихся и формирования уверенности в подготовленности к практической деятельности. Также рекомендовано регулярно изучать удовлетворенность образовательной средой у слушателей Института остеопатии для оценки динамики показателей.

Об авторах

А. Б. Филенко
Институт остеопатии
Россия

Антон Борисович Филенко, обучающийся

191024

ул. Дегтярная, д. 1, лит. А

Санкт-Петербург



Е. С. Трегубова
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Елена Сергеевна Трегубова, докт. мед. наук, профессор кафедры, профессор

кафедра остеопатии с курсом функциональной и интегративной медицины

191015

ул. Кирочная, д. 41

Институт остеопатии

199034

Университетская наб., д. 7/9

Санкт-Петербург

Researcher ID I-3884-2015

Scopus Author ID: 7801407959



Список литературы

1. Артюхина А. И. Образовательная среда медицинского университета: пути интеграции в культурно-образовательную среду региона. Интеграция образования. 2007; 1 (46): 9–15.

2. Трегубова Е. С. Система качества в медицинском вузе. Мониторинг качества. СПб.: СПбГМА; 2008; 395 с.

3. Трегубова Е. С. Научно-методологическое обоснование системы управления качеством подготовки специалистов для здравоохранения в медицинском вузе : Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб.; 2014.

4. Pimparyon P., M Caleer S., Pemba S., Roff S. Educational environment, student approaches to learning and academic achievement in a Thai nursing school. Med. Teacher. 2000; 22 (4): 359–364. doi: 10.1080/014215900409456

5. Lizzio A., Wilson K., Simons R. University students′ perceptions of the learning environment and academic outcomes: implications for theory and practice. Stud. High Educat. 2002; 27 (1): 27–52. doi: 10.1080/03075070120099359

6. Mayya S., Roff S. Students′ perceptions of educational environment: a comparison of academic achievers and underachievers at kasturba medical college, India. Educat. Hlth (Abingdon). 2004; 17 (3): 280–291. doi: 10.1080/13576280400002445

7. Miles S., Swift L., Leinster S. J. The Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM): a review of its adoption and use. Med. Teach. 2012; 34 (9): e620–34. doi: 10.3109/0142159X.2012.668625

8. Brown T., Williams B., Lynch M. The Australian DREEM: evaluating student perceptions of academic learning environments within eight health science courses. Int. J. Med. Educat. 2011; (2): 94–101. doi: 10.5116/ijme.4e66.1b37

9. Avalos G., Freeman C., Dunne F. Determining the quality of the medical educational environment at an Irish medical school using the DREEM inventory. Ir. Med. J. 2007; 100 (7): 522–525.

10. Hammond S. M., O′Rourke M., Kelly M., Bennett D., O′Flynn S. A psychometric appraisal of the DREEM. BMC Med. Educat. 2012; 12: 2. doi: 10.1186/1472-6920-12-2

11. McAleer S., Roff S. A practical guide to using the Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM). AMEE Med. Educat. Guide. 2001; 23: 29–33.

12. Roff S. The Dundee Ready Educational Environment Measure (DREEM) — a generic instrument for measuring students′ perceptions of undergraduate health professions curricula. Med. Teach. 2005; 27 (4): 322–325. doi: 10.1080/01421590500151054

13. Till H. Identifying the perceived weaknesses of a new curriculum by means of the Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM) Inventory. Med. Teach. 2004; 26 (1): 39–45. doi: 10.1080/01421590310001642948

14. Tripathy S., Dudani S. Students′ perception of the learning environment in a new medical college by means of the DREEM inventory. Int. J. Res. Med. Sci. 2013; 1 (4): 385-391. doi: 10.5455/2320-6012.ijrms20131113

15. Vaughan B., Carter A., Macfarlane C., Morrison T. The DREEM, part 1: measurement of the educational environment in an osteopathy teaching program. BMC Med. Educat. 2014; 14: 99. doi: 10.1186/1472-6920-14-99

16. Vaughan B., Mulcahy J., McLaughlin P. The DREEM, part 2: psychometric properties in an osteopathic student population. BMC Med. Educat. 2014; 14: 100. doi: 10.1186/1472-6920-14-100

17. Zawawi A. H., Elzubeir M. Using DREEM to compare graduating students′ perceptions of learning environments at medical schools adopting contrasting educational strategies. Med. Teach. 2012; 34 Suppl. 1: S25–31. doi: 10.3109/0142159X.2012.656747


Рецензия

Для цитирования:


Филенко А.Б., Трегубова Е.С. Удовлетворенность и готовность к профессиональной деятельности слушателей Института остеопатии (Санкт-Петербург): изучение с использованием опросника DREEM. Российский остеопатический журнал. 2023;(4):43-54. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2023-4-43-54

For citation:


Filenko A.B., Tregubova E.S. Satisfaction and readiness for professional activity of students of the Institute of Osteopathy (Saint-Petersburg): a study using the DREEM questionnaire. Russian Osteopathic Journal. 2023;(4):43-54. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2023-4-43-54

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-0975 (Print)
ISSN 2949-3064 (Online)