Оценка мотивов профессиональной деятельности врачей на начальном этапе обучения в Институте остеопатии (Москва)
https://doi.org/10.32885/2220-0975-2022-1-78-86
Аннотация
Введение. Мотивационные факторы являются детерминантами благополучия и качества жизни в профессиональной деятельности. Мотивация труда медицинских работников определяется преимущественно такими факторами, как возможность самореализации, достижение уважения, интерес к содержанию труда.
Цель исследования — оценка мотивов профессиональной деятельности у будущих врачей-остеопатов.
Материалы и методы. Проведено анкетирование 62 врачей разных специальностей в период обучения на I курсе по Образовательной программе дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки (3 504 ч) по специальности «Остеопатия» в Институте остеопатии (Москва). Средний возраст опрошенных составлял 37,8±7,4 года, из них 27 мужчин и 35 женщин, в возрасте до 40 лет — 38 человек, старше 40 лет — 24. По профессиональной специализации все опрошенные были разделены на две группы: врачи терапевтического (42 человека) и хирургического (20 человек) профиля. По месту проживания было выделено две группы: из Москвы и Санкт-Петербурга (33 человека) и прибывшие на обучение из других регионов (29 человек). Психологическое тестирование опрашиваемых врачей было проведено с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса АПК «Мультипсихометр». Использован опросник «Мотивационный профиль», позволяющий оценить значимые мотивы профессиональной деятельности. Оцениваемые показатели: деньги, карьера, отношения с руководством, отношения с коллегами, интринсивность мотивов (внутренняя мотивация), признание, успех, ответственность и интересная работа. Математическая обработка результатов была выполнена на ПЭВМ с помощью пакетов прикладных программ Statistica 6.0. В психофизиологии общепринято осуществлять перевод «сырых» оценок (баллов) в стандартные оценки «стены» с помощью таблиц. Линейное преобразование «сырых» баллов в стандартизированные шкалы (стены) проходило с использованием Statistica 6.0 и Excel.
Результаты. Наиболее высокие показатели отмечены по шкалам интересная работа и интринсивность мотивов (более 7 стенов). Высокие значения (6,3–6,8 стена) были характерны также для шкал успех и ответственность. Значения ниже средних были характерны для шкал карьера и отношения с руководством (4,3 стена), низкие — для шкалы отношения с коллегами (3,6 стена). Результаты факторного анализа показали, что у опрошенных врачей линейная комбинация исходных признаков на 68,4 % определялась тремя факторами: ответственностью (35,2 %), отношением к признанию и карьере (17 %) и уровнем отношений с коллегами (16,2 %). При этом у мужчин ответственность за результаты профессиональной деятельности была более выражена (на 19,3 %; р<0,03), чем у женщин. В свою очередь, у женщин показатели мотива отношения с коллегами были больше на 28,1 % (р<0,03). В возрастной группе до 40 лет показатели карьеры были больше на 33,3 % (р<0,05) по сравнению с группой старше 40 лет, у которых выраженность мотива отношения с руководством была больше на 25,6 % (р<0,05). Выявлена взаимосвязь выраженности мотивов профессиональной деятельности с регионом проживания врачей: для живущих в окраинных регионах России (Алтай, Сибирь, Урал, Юг России) мотив денег был на 20,4 % больше по сравнению с жителями Москвы и Санкт-Петербурга. Также установлено, что у врачей с врачебным стажем до 20 лет была больше значимость мотивов относительно карьеры и ответственности (43,3 %; р<0,05), чем у врачей со стажем больше 20 лет (36,2 %; р<0,05). При стаже 20 лет и более значимость денег как мотива была больше на 24 % (р<0,05). Сравнительная характеристика показателей мотивов в связи с профилем врачебной деятельности (терапевтический, хирургический) до поступления на учёбу не выявила существенных отличий.
Заключение. Выявлена ведущая роль факторов внутренней мотивации и высокой ответственности, не связанных с денежным вознаграждением. Показатели варьировались в зависимости от пола, стажа и региона проживания врачей.
Об авторах
В. В. МатвиенкоРоссия
Виктор Викторович Матвиенко, докт. мед. наук, профессор кафедры медицинской реабилитации и физических методов лечения с курсом остеопатии и паллиативной медицинской помощи
eLibrary SPIN: 7157-6530
125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11
125466 Москва, ул. Родионовская, д. 12, корп. 1
А. Д. Бучнов
Россия
Александр Дмитриевич Бучнов, профессор, докт. мед. наук, заместитель генерального директора
eLibrary SPIN: 7776-2805
Scopus Author ID: 6506908834
125466, Москва, ул. Родионовская, д. 12, корп. 1
П. А. Шкляева
Россия
Полина Алексеевна Шкляева, ассистент кафедры медицинской реабилитации и физических методов лечения с курсом остеопатии и паллиативной медицинской помощи
eLibrary SPIN: 1910-3870
125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11
Список литературы
1. Murrеy H. A. Explorations in Рersonality. New York: Oxford Press; 1938; 790 p.
2. Буракова И. С., Княженко Л. П. Мотивационная составляющая профессиональной компетенции. Профессиональная ориентация. Электронный журнал. 2017; (1): 38–43. Ссылка активна на 25.10.2021. [Burakova I. S., Knyazhenko L. P. The motivational component of professional competence. Professional orientation. Electronic journal. 2017; (1): 38–43. Accessed October 25, 2021 (in russ.)]. https://careerjourney.ru/journal/2019/09/213/
3. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых. Современная наука. 2014; (3): 44–46. [Rozhkov E. M. Motivation to achieve success and avoid failure in the work of national and international scientists. Modern Sci. 2014; (3): 44–46 (in russ.)].
4. Konyukhova T., Konyukhova E., Kashpur V., Lokotosh J. The Determinants of Human Wellbeing In Professional Activities. Europ. Proceed. Soc. Behav. Sci. 2017; 19: 344–348.
5. Amy Mardhatillah R. Enhancing Work Motivation By Promoting Work-Life Balance: Empirical Study On Career Development. Europ. Proceed. Soc. Behav. Sci. 2018; 40: 638–647.
6. Панчук Е. Ю. Изучение мотивации труда медицинских работников. Изв. Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2019; 19 (2): 183–187. [Panchuk E. Yu. Study of Work Motivation in Medical Workers. Izv. Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019; 19 (2): 183–187 (in russ.)]. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-183-187
7. Мерзлякова С. В., Кулигина Н. В. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских работников. Russ. J. Educ. Psychol. 2018; 9 (12): 127–139. [Merzlyakova S. V., Kuligina N. V. Features of motivation of health care workers′ professional activity. Russ. J. Educ. Psychol. 2018; 9 (12): 127–139 (in russ.)]. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-127-139
8. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory // In: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N. Y.: 2017; 229 р.
9. Ariely D. Payoff. The Hidden Logic That Shapes Our Motivations. Simon&Schuster; 2016; 198 р.
10. Аппаратно-программный комплекс «Мультипсихометр». Ссылка активна на 25.10.2021. [Hardware and software complex «Multipsychometer». Accessed October 25, 2021 (in russ.)]. www.multipsychometr.ru
11. Опросник для оценки структуры мотивов профессиональной деятельности // В сб.: Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр»: Метод. рук. Часть 1. М.: ЗАО «Научно-производстенный центр „ДИП“; 2008; 3 (24). [Questionnaire for assessing the structure of motives of professional activity // In: Hardware and software psychodiagnostic complex «Multipsychometer»: Method. guidance. Part 1. M.: JSC «Scientific and Production Center „DIP“; 2008; 3 (24) (in russ.)].
12. Плохинский Н. А. Биометрия. М.: Издательство МГУ; 1970; 367 с. [Plokhinsky N. A. Biometrics. M.: Publishing House of Moscow State University; 1970; 367 p. (in russ.)].
Рецензия
Для цитирования:
Матвиенко В.В., Бучнов А.Д., Шкляева П.А. Оценка мотивов профессиональной деятельности врачей на начальном этапе обучения в Институте остеопатии (Москва). Российский остеопатический журнал. 2022;(1):78-86. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2022-1-78-86
For citation:
Matvienko V.V., Buchnov A.D., Shklyaeva P.A. Assessment of the motivations of the professional activity of doctors at the initial stage of studying at the Institute of Osteopathy (Moscow). Russian Osteopathic Journal. 2022;(1):78-86. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2022-1-78-86