Исследование сочетанного применения остеопатической коррекции и ЭЭГ-БОС-тренингов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
https://doi.org/10.32885/2220-0975-2022-1-60-68
Аннотация
Введение. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в современном обществе приобретает все большее распространение как чаще всего встречающееся поведенческое расстройство детского и подросткового возраста. Медикаментозное лечение СДВГ нередко сопряжено с рядом возможных нежелательных явлений. Большую популярность в последнее время приобрёл метод коррекции СДВГ под контролем электроэнцефалограмма-зависимой биологической обратной связи (ЭЭГ-БОСтренинги). Исходя из комплексной природы СДВГ и основываясь на остеопатической концепции подвижности костей черепа, можно предположить, что сочетание ЭЭГ-БОС-тренингов и остеопатической коррекции способно достичь большего эффекта за более короткий промежуток времени, чем применение только ЭЭГ-БОС-тренингов.
Цель исследования — доказать результативность сочетанного применения остеопатической коррекции и ЭЭГ-БОС-тренингов у детей с СДВГ.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 70 детей 6–9 лет, страдающих СДВГ. Методом простой рандомизации было выделено две группы — контрольная и основная. Участники обеих групп получали ЭЭГ-БОС-тренинги, участники основной группы — дополнительно курс остеопатической коррекции. До начала и после завершения курса лечения оценивали остеопатический статус пациентов, количество поведенческих нарушений, показатели уровня внимания и сосредоточенности. Полученные результаты анализировали методами непараметрической статистики.
Результаты. Применение остеопатической коррекции в дополнение к ЭЭГ-БОС-тренингам у детей, страдающих СДВГ, сопровождается статистически значимым (p<0,05) уменьшением количества поведенческих отклонений, увеличением продолжительности удержания внимания, уменьшением частоты выявления региональных нарушений твердой мозговой оболочки и локальных нарушений позвоночно-двигательного сегмента С 0–I.
Заключение. Полученные результаты позволяют рекомендовать включение остеопатической коррекции в состав комплексной терапии детей младшего школьного возраста, страдающих СДВГ.
Об авторах
В. Г. КудряшоваРоссия
Виктория Геннадьевна Кудряшова, врач-невролог, врач-остеопат
656049, Барнаул, ул. Чкалова, д. 57
Н. А. Четверикова
Россия
Надежда Андреевна Четверикова, преподаватель
191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А
Список литературы
1. Джос Ю. С., Рысина Н. Н. Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения. Новые исследования. 2010; 2 (23): 38–45. [Jos Yu.S., Rysina N. N. Characteristics of family relationships with children with learning diffi culties and behavioral disorders. New Res. 2010; 2 (23): 38–45 (in russ.)].
2. Набойченко Е. С., Абшилава Э. Ф. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза. Педагогическое образование в России. 2016; (1): 183–187. [Naboichenko E. S., Abshilava E. F. Etiology, pathogenesis and clinical manifestations of attention defi cit hyperactivity disorder at different periods of ontogenesis. Pedagog. Educat. Russ. 2016; (1): 183–187 (in russ.)]. https://doi.org/10.26170/po16-01-32
3. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения. Вопр. современной педиатрии. 2014; 13 (4): 48–53. [Zavadenko N. N. Attention defi cit hyperactivity disorder: modern principles of diagnostics and treatment. Curr. Pediat. 2014; 13 (4): 48–53 (in russ.)]. https://doi.org/10.15690/vsp.v13i4.1084
4. Young S., Fitzgerald M., Postma M. J. ADHD: making the invisible visible. An Expert White Paper on attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD): policy solutions to address the societal impact, costs and long-term outcomes, in support of affected individuals. London; 2013; 26 p. http://doi.org/10.13140/RG.2.1.2243.6000
5. Дмитриев М. Н. Риск развития психозов при ноотропной и стимуляционной терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Главврач Юга России. 2018; 2 (60): 66–70. [Dmitriev M. N. The risk of developing psychosis within nootrop and stimulan therapy for attention-deficit hyperactivity disorder. Chief Physician of the South of Russia. 2018; 2 (60): 66–70 (in russ.)].
6. Белаш В. О., Уразгалиева Л. Р., Файзуллина Р. И., Агасаров Л. Г. Обоснование сочетанного применения остеопатических методов коррекции и рефлексотерапии в комплексной терапии пациентов с дорсопатией на шейно-грудном уровне. Российский остеопатический журнал. 2020; (3): 82–94. [Belash V. O., Urazgalieva L. R., Fayzullina R. I., Agasarov L. G. The rationale for the combined use of osteopathic methods of correction and refl exology in the complex treatment of patients with dorsopathy at the cervico-thoracic level. Russian Osteopathic Journal. 2020; (3): 82–94 (in russ.)]. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2020-3-82-94
7. Фесенко Е. В., Фесенко Ю. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. СПб.: Наука и Техника; 2010; 384 с. [Fesenko E. V., Fesenko Yu.A. Attention defi cit hyperactivity disorder in children. St. Petersburg: Science and Technology; 2010; 384 p. (in russ.)].
8. Штарк М. Б., Скок А. Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике // В сб.: Биоуправление-4: теория и практика. Новосибирск; 2002: 9–17. [Shtark M. B., Skok A. B. Application of electroencephalographic biofeedback in clinical practice // In: Biofeedback-4: Theory and practice. Novosibirsk; 2002: 9–17 (in russ.)].
9. Штарк М. Б., Скок А. Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике (литературный обзор) // В сб.: Биоуправление-3: Теория и практика. Новосибирск; 1998: 131–139. [Shtark M. B., Skok A. B. Application of electroencephalographic biofeedback in clinical practice (literature review) // In: Biofeedback-3: Theory and practice. Novosibirsk; 1998: 131–139 (in russ.)].
10. Штарк М. Б., Скок А. Б., Шубина О. С. Электроэнцефалографическое биоуправление в лечении аддиктивных расстройств. Наркология. 2002; 1 (11): 19–27. [Shtark M. B., Skok A. B., Shubina O. S. EEG-Biomanipulation in the treatment for addictive disorders. Narcology. 2002; 1 (11): 19–27 (in russ.)].
11. Мамаева Ю. В., Савина Г. О., Сухоленцева М. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (обзор). Сибирский вестн. психиат. и наркол. 2006; 4 (43): 86–94. [Mamaeva Yu.V., Savina G. O., Suholentseva M. V. Attention Defi cit/Hyperactivity Syndrome (Review). Siberian Herald Psychiat. Addict. Psychiat. 2006; 4 (43): 86–94 (in russ.)].
12. Faraone S. V., Biederman J. Neurobiology of attention-defi cit hyperactivity disorder. Biol. Psychiat. 1998; 44 (10): 951– 998. https://doi.org/10.1016/s0006-3223(98)00240-6
13. Gevensleben H., Holl B., Albrecht B., Schlamp D., Kratz O., Studer P., Wangler S., Rothenberger A., Moll G. H., Heinrich H. Distinct EEG effects related to neurofeedback training in children with ADHD: a randomized controlled trial. Int. J. Psychophysiol. 2009; 74 (2): 149–157. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2009.08.005
14. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института психотерапии; 2008; 208 с. [Bryazgunov I. P., Kasatikova E. V. Restless child, or All about hyperactive children. M.: Publishing house of the Institute of Psychotherapy; 2008; 208 p. (in russ.)].
15. Аптекарь И. А., Егорова И. А., Кузьмина Ю. О., Мохова Е. С., Трегубова Е. С. Остеопатическая диагностика соматических дисфункций в педиатрии: Клинические рекомендации. СПб.: Невский ракурс; 2015; 60 с. [Aptekar I. A., Egorova I. A., Kuzmina Yu.O., Mokhova E. S., Tregubova E. S. Osteopathic diagnosis of somatic dysfunctions in pediatrics: Clinical guidelines. St. Petersburg: Nevskij rakurs; 2015; 60 p. (in russ.)].
16. Мохов Д. Е., Крестина Л. С.,Малков С. С. Остеопатическое лечение детей младшего и среднего школьного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Мануал. тер. 2008; 4 (32): 36–40. [Mokhov D. E., Krestina L. S., Malkov S. S. Osteopathic treatment of children of young and school age with syndrome of defi ciency of attention with hyperactivity. Manual Ther. J. 2008; 4 (32): 36–40 (in russ.)].
17. Ясюкова Л. А., Новосельцев С. В. Комплексный медико-социально-психологический подход к реабилитации детей с СДВГ // В сб.: Международный симпозиум «Интеграция остеопатии в национальный проект „Здоровье“». СПб.; 2008. Ссылка активна на 03.08.2021. [Yasyukova L. A., Novoseltsev S. V. Comprehensive medical, social and psychological approach to the rehabilitation of children with ADHD // In: International symposium «Integration of osteopathy into the national project „Health“». St. Petersburg; 2008. Accessed in August 03, 2021 (in russ.)]. http://www.center-psychology.ru/literature/novosel_yasukova/
Рецензия
Для цитирования:
Кудряшова В.Г., Четверикова Н.А. Исследование сочетанного применения остеопатической коррекции и ЭЭГ-БОС-тренингов у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Российский остеопатический журнал. 2022;(1):60-68. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2022-1-60-68
For citation:
Kudryashova V.G., Chetverikova N.A. Study of the combined use of osteopathic correction and EEG-biofeedback training in children with attention deficit hyperactivity disorder. Russian Osteopathic Journal. 2022;(1):60-68. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2022-1-60-68