Симуляционные технологии в современной парадигме медицинского образования: от общих принципов к использованию в преподавании остеопатии
https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-2-98-115
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения технологий симуляционного обучения в преподавании остеопатии по программам ординатуры, профессиональной переподготовки в медицинских вузах, методология построения занятий с использованием симуляционных технологий. В 2020 г. Федеральным методическим центром по остеопатии Министерства здравоохранения России подготовлено и издано авторским коллективом учебное пособие «Симуляционное обучение в остеопатии». В нем приведены примеры подготовки, организации проведения, использования симуляционного оборудования как по общим клиническим разделам, так и по частным разделам, преподаваемым в курсе подготовки по остеопатии: висцеральный раздел — «Профилактика заболеваний путем остеопатической коррекции соматических дисфункций внутренних органов»; краниальный раздел — «Диагностика и лечение пациентов с соматическими дисфункциями региона головы»; структуральный раздел — «Диагностика и коррекция соматических дисфункций опорно-двигательного аппарата в системе реабилитации и санаторно-курортного лечения»; клинический раздел — «Общее остеопатическое обследование».
Об авторах
Д. А. МахонинРоссия
Денис Александрович Махонин, канд. мед. наук, доцент, начальник Центра симуляционного обучения; старший преподаватель
195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 72, литера А
191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А
З. В. Лопатин
Россия
Захар Вадимович Лопатин, начальник учебного управления
eLibrary SPIN: 6744-5277
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41
Е. С. Трегубова
Россия
Елена Сергеевна Трегубова, докт. мед. наук, профессор кафедры остеопатии; доцент Института остеопатии
eLibrary SPIN: 2508-8024
Researcher ID I-3884-2015
Scopus Author ID: 7801407959
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Список литературы
1. Bracco D., Favre J. B., Bissonnette В., Wasserfallen J.-B., Revelly J.-P., Ravussin P., Chioléro R. Human errors in a multidisciplinary intensive care unit: a 1-year prospective study. Intensive Care Med. 2001; 27 (1): 137–145. https://doi.org/10.1007/s001340000751
2. Тимофеев М. Е., Шаповальянц С. Г., Полушкин В. Г., Валиев А. А., Валеев Л. Н., Гайнутдинов Р. Т., Андряшин В. А., Зайнуллин Р. Х. Медицинские симуляторы: история развития, классификация, результаты применения, организация симуляционного образования. Вестн. Новгородского ГУ. 2015; 2 (85): 53–59. [Timofeev M. E., Shapovalyants S. G., Polushkin V. G., Valiev A. A., Valeev L. N., Gainutdinov R. T., Andryashin V. A., Zainullin R. Kh. Medical simulators: the history, classifi cation, application, and simulation training organization. Vestn. Novgorod State University. 2015; 2 (85): 53–59 (in russ.)].
3. Мещерякова М. А., Подчерняева Н. С., Шубина Л. Б. Обучение профессиональным мануальным умениям и оценка уровня их сформированности у студентов медицинских вузов. Врач. 2007; (7): 81–83. [Meshcheryakova M. A., Podchernyaeva N. S., Shubina L. B. Teaching professional manual skills and assessing the level of their formation among students of medical universities. Vrach. 2007; (7): 81–83 (in russ.)].
4. Khan K., Tolhurst-Cleaver S., White S., Simpson W. Simulation in healthcare education: Building a simulation programme: A practical guide. Dundee, UK: Association for Medical Educators in Europe; 2011: 44.
5. Salas E., Fowlkes J. E., Stout R. J., Milanovich D. M., Prince C. Does CRM training improve teamwork skills in the cockpit? Two evaluation studies. Hum. Factors. 1999; 41 (2): 326–343. https://doi.org/10.1518/001872099779591169
6. Gaba D. M., Howard S. I., Flanagan B., Smith B. E., Fish K. J., Botney R. Assessment of clinical performance during simulated crises using both technical and behavioral ratings. Anesthesiology. 1998; 89 (1): 8–18. https://doi.org/10.1097/00000542-199807000-00005
7. Горшков М. Д., Федоров А. В. Классификация симуляционного оборудования. Виртуальные технологии в медицине. 2012; 2 (8): 21–30. [Gorshkov M. D., Fedorov A. V. Classifi cation of the simulation equipment. Virtual Technol. Med. 2012; 2 (8): 21–30 (in russ.)]. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2012_2_21
8. Gaba D. M., Howard S. K., Fish K. J., Smith B. E., Sowb Y. A. Simulation based training in anesthesia crisis resource management (ACRM): a decade of experience. Simulation Gaming. 2001; 32 (2): 175–193. https://doi.org/10.1177/104687810103200206
9. Косаговская И. И., Волчкова Е. В., Пак С. Г. Современные проблемы симуляционного обучения в медицине. Эпидемиология и инфекционные болезни. 2014; 19 (1): 49–61 [Kosagovskaya I. I., Volchkova E. V., Pak S. G. Current problems of the simulation-based education in medicine. Epidem. Infect. Dis. 2014; 19 (1): 49–61 (in russ.)].
10. Симуляционное обучение в медицине / Под ред. А. А. Свистунова. М.: Первый МГМУ им. И. И. Сеченова; 2013; 288 с. [Simulation training in medicine / Ed. A. A. Svistunov. M.: First MSMU im I. I. Sechenov; 2013; 288 p. (in russ.)].
11. Ралл М., Габа Д., Говард С., Дикман П. Моделирование пациентов. Анестезия. Т. 1. СПб.: Человек; 2015: 103–165. [Rall M., Gaba D., Howard S., Dickman P. Patient Modeling. Anesthesia. Vol. 1. St. Petersburg: Chelovek; 2015: 103–165 (in russ.)].
12. Salas E., Rosen M. A., King H. Managing teams managing crises: Principles of teamwork to improve patient safety in the emergency room and beyond. Theoret Iss. Ergonom. Sci. 2007; 8 (5): 381–394. https://doi.org/10.1080/14639220701317764
13. Рипп Е. Г., Цверова А. С., Тропин С. В. Создание стандартизованного клинического сценария // В кн.: Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии / Под ред. В. В. Мороза, Е. А. Евдокимова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014; 312 с. [Ripp E. G., Tsverova A. S., Tropin S. V. Creation of a standardized clinical scenario // In: Simulation training in anesthesiology and resuscitation / Eds. V. V. Moroz, E. A. Evdokimov. M.: GEOTAR-Media; 2014; 312 p. (in russ.)].
14. Ралл М., Габа Д., Говард С., Дикман П. Моделирование пациентов. Анестезия. Т. 1. СПб.: Человек; 2015: 167–211. [Rall M., Gaba D., Howard S., Dickman P. Patient Modeling. Anesthesia. Vol. 1. St. Petersburg: «Chelovek»; 2015: 167–211 (in russ.)].
15. Frank J. R., Snell L. S., Cate O. T., Holmboe E. S., Carraccio C., Swing S. R., Harris P., Glasgow N. J., Campbell C., Dath D., Harden R. M., Iobst W., Long D. M., Mungroo R., Richardson D. L., Sherbino J., Silver I., Taber S., Talbot M., Harris K. A. Competency-based medical education: Theory to practice. Med. Teach. 2010; 32 (8): 638–645. https://doi.org/10.3109/0142159x.2010.501190
16. Improving Teamwork in Organizations – Applications of Resource Management Training / Eds. E. Salas, C. A. Bowers, E. Edens. Mahwah, N. J.: Lawrence Erlbaum; 2001; 368 p. https://doi.org/10.1201/b12465
17. Decision making in action: Models and methods / Eds. G. A. Klein, J. Orasanu, R. Calderwood, C. E. Zsambok. Norwood, NJ: Ablex; 1993; 480 p.
18. Сборник практических руководств для медицинских преподавателей / Под ред. З. З. Балкизова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015; 552 с. [A collection of practical guidelines for medical educators / Ed. Z. Z. Balkizov. M.: GEOTAR-Media; 2015; 552 p. (in russ.)].
19. Пармели Д., Микаэльсен Л. К., Кук С., Хьюдс П. Д. Командное обучение (TBL): Практическое рук. Руководство АМЕЕ № 65 // В кн.: Сборник практических руководств для медицинских преподавателей / Под ред. З. З. Балкизова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015; 552 с. [Parmeli D., Mikaelsen L. K., Cook S., Hudes P. D. Team Learning (TBL): A Practical Guide. AMEE Guide № 65 // In: A collection of practical guidelines for medical educators / Ed. Z. Z. Balkizov. M.: GEOTAR-Media; 2015; 552 p. (in russ.)].
20. Мохов Д. Е., Аптекарь И. А., Белаш В. О., Литвинов И. А., Могельницкий А. С., Потехина Ю. П., Тарасов Н. А., Тарасова В. В., Трегубова Е. С., Устинов А. В. Основы остеопатии: Учеб. для ординаторов. М.: Геотар; 2020; 400 с. [Mokhov D. E., Aptekar I. A., Belash V. O., Litvinov I. A., Mogelnitsky A. S., Potekhina Yu. P., Tarasov N. A., Tarasova V. V., Tregubova E S., Ustinov A. V. The basics of osteopathy: A textbook for residents. M.: Geotar; 2020; 400 p. (in russ.)].
21. Симуляционное обучение в остеопатии: Учеб. пособие / Под ред. Д. Е. Мохова. СПб.: Невский ракурс; 2020; 76 с. [Simulation training in osteopathy: Textbook / Ed. D. E. Mokhov. St. Petersburg: Nevskij rakurs; 2020; 76 p. (in russ.)].
Рецензия
Для цитирования:
Махонин Д.А., Лопатин З.В., Трегубова Е.С. Симуляционные технологии в современной парадигме медицинского образования: от общих принципов к использованию в преподавании остеопатии. Российский остеопатический журнал. 2021;(2):98-115. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-2-98-115
For citation:
Makhonin D.A., Lopatin Z.V., Tregubova E.S. Simulation technologies in the modern paradigm of medical education: from general principles to use in teaching osteopathy. Russian Osteopathic Journal. 2021;(2):98-115. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-2-98-115