Preview

Российский остеопатический журнал

Расширенный поиск

Изменение характеристик каналов восприятия в процессе освоения дисциплины «Остеопатия»

https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-3-19-30

Аннотация

Введение. Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений. У человека присутствуют все каналы восприятия — аудиальный, визуальный, кинестетический, различается только степень выраженности каждого канала в общей структуре восприятия. Психологи изучали удельный вес каналов восприятия в общей его структуре в одномоментном «срезе». Нет достоверных данных по изменению восприятия у одной группы обследуемых на протяжении длительного периода времени. В исследованиях остеопатов изучали развитие осязания в процессе обучения. В то же время, исследований динамики восприятия как целостной системы не проводилось.

Цель исследования — изучение динамики каналов восприятия у слушателей цикла профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» в процессе четырехлетнего обучения и ее сравнение с характеристиками каналов восприятия у преподавателей цикла.

Материалы и методы. С 2018 по 2021 г. проводили когортное, проспективное исследование. Обследовали лиц, обучающихся на длительном (3,5 года) цикле профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» с I по IV курс — 63 человека 26–52 лет (35 мужчин, 28 женщин, медиана — 36,5 лет), а также преподавателей остеопатии со стажем работы не менее 5 лет — 20 человек 31–55 лет (14 мужчин, 6 женщин, медиана — 48 лет). Проводили ежегодное анкетирование на основе опросника С. А. Ефремцевой «Диагностика доминирующей перцептивной модальности», который состоит из 48 вопросов, направленных на выявление преобладающего(-их) канала(-ов) восприятия (аудиального, визуального или кинестетического). Максимальное число баллов по каждому из трёх каналов модальности составляет 16, минимальное — 0. Опрос был анонимным. В анкете участники сообщали только данные о своём поле, возрасте, номере учебной группы, дате исследования.

Результаты. Общая структура восприятия слушателей претерпевала изменения по мере обучения. Удельный вес кинестетического канала в общей структуре восприятия слушателей рос ежегодно и увеличился в 2 раза на IV курсе по сравнению с началом обучения. При этом удельный вес других каналов восприятия равномерно уменьшался. Также увеличилась выраженность всех каналов восприятия у слушателей в абсолютных цифрах (р<0,005). Наиболее устойчивую положительную динамику показал кинестетический канал — его выраженность начинала увеличиваться уже на 2-м году обучения (р<0,001), в то время как выраженность аудиального и визуального каналов имела статистически значимую разницу только при сравнении 3-го и 4-го годов обучения (р<0,005). Каналы восприятия у преподавателей остеопатии характеризовались высокими абсолютными показателями при близких значениях по отдельным каналам. У половины обследуемых в структуре восприятия преобладал кинестетический канал, у второй половины — полимодальный с высоким показателем кинестетики. Выраженность всех каналов восприятия у слушателей остеопатической школы в процессе обучения постепенно приближалась к таковой у преподавателей остеопатии. На 4-м году обучения слушатели по абсолютным показателям каналов восприятия статистически значимо не отличались от преподавателей.

Заключение. У слушателей остеопатической школы по мере обучения происходило закономерное увеличение выраженности всех каналов восприятия (р<0,005). Быстрее всего увеличивалась выраженность кинестетического канала. Наибольший прирост по всем каналам произошел на 4-м году обучения. В течение первых 3 лет обучения слушатели по выраженности каналов восприятия постепенно приближались к преподавателям, имеющим высокие показатели по всем каналам. На 4-м году слушатели от преподавателей статистически значимо не отличались. Следовательно, первичная подготовка по остеопатии должна длиться не менее 3,5–4 лет для формирования высокого показателя восприятия у врача-остеопата.

Об авторах

П. В. Фисенко
Клиника «Остеосфера»
Россия

Пётр Васильевич Фисенко, главный врач, врач-остеопат, врач-психиатр 

115184, Москва, Большой Овчинниковский пер., д. 16



Ю. П. Потехина
Институт остеопатии; Приволжский исследовательский медицинский университет
Россия

Юлия Павловна Потехина, профессор, докт. мед. наук, профессор кафедры нормальной физиологии им. Н. Ю. Беленкова; заместитель директора по научно-методической работе

eLibrary SPIN: 8160-4052

eLibrary SPIN: 8160-4052

191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А

603005, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1



Список литературы

1. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов вузов (в 3-х кн.). Книга 1: Общие основы психологии. М.: Центр ВЛАДОС; 1999; 688 с.

2. Малявина А. М. О диагностических процедурах определения ведущей модальности восприятия. Филологический класс. 2013; 2 (32): 39–41.

3. Грузкова С. Ю., Сагеева Е. Р. Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза. Вестн. Казанского ГЭУ. 2015; 2 (26): 118–128.

4. Электронный ресурс «Би-би-эф». Ссылка активна на 12.03.2021. https://bbf.ru/magazine/26/6193

5. Потехина Ю. П., Леонов В. А. Физиологические основы развития осязания. Российский остеопатический журнал. 2017; 3–4 (38–39): 11–19.

6. Малиновский Е. Л., Новосельцев С. В. Особенности преподавания пальпации в остеопатических учебных заведениях: Практические рекомендации. Мануал. тер. 2015; 4 (60): 69–74.

7. Клузо С., Аллар Р., Жомар Т. Оценка развития мануального потенциала студента, изучающего остеопатию. Российский остеопатический журнал. 2014; 1–2 (24–25): 59–69.

8. Ефремцева С. А. Диагностика доминирующей перцептивной модальности // В кн.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии; 2002: 175–176.

9. Авдеенко А. Ю., Георгиевская В. Ю., Кондратенко С. В. Взаимосвязь свойств восприятия будущих водителей с успешностью их обучения в автошколах. Эргодизайн. 2018; (1): 23–27. Ссылка активна на 12.03.2021.https://doi.org/10.30987/article_5bbf0a8fec8106.43951726


Рецензия

Для цитирования:


Фисенко П.В., Потехина Ю.П. Изменение характеристик каналов восприятия в процессе освоения дисциплины «Остеопатия». Российский остеопатический журнал. 2021;(3):19-30. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-3-19-30

For citation:


Fisenko P.V., Potekhina Yu.P. Changes in the characteristics of perception channels in the process of mastering the discipline «Osteopathy». Russian Osteopathic Journal. 2021;(3):19-30. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-3-19-30

Просмотров: 520


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-0975 (Print)
ISSN 2949-3064 (Online)