Preview

Российский остеопатический журнал

Расширенный поиск

Представления студентов медицинского вуза о новой медицинской специальности «остеопатия» с учётом их индивидуальных социальных характеристик

https://doi.org/10.32885/2220-0975-2019-3-4-88-96

Аннотация

Введение. В последние годы в Российской Федерации стремительно развивается остеопатия как отдельная медицинская специальность. Всё большее количество специалистов обучаются данной специальности и представляют её в России и за рубежом. Проводится большое количество научных исследований, наглядно показывающих эффективность остеопатического воздействия. Кроме того, в Российской Федерации действует нормативно-правовая база, согласно которой осуществляется государственное регулирование остеопатии. Тем не менее, многие врачи, преподаватели и студенты медицинских вузов не имеют чёткого представления об остеопатии и ставят под сомнение эффективность данного вида лечения.

Цель исследования — изучение представлений студентов о принципах, методах и области применения остеопатического метода лечения для разработки программы распространения актуальной информации об остеопатии с учётом индивидуальных социальных характеристик.

Материалы и методы. Было проведено анонимное анкетирование студентов ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова при помощи бланков и онлайн-анкетирование с использованием инструмента Google Forms в социальной сети ВКонтакте. В анкетировании приняли участие 73 респондента. Был выполнен обзор восьми сообществ в социальной сети Вконтакте, целевой аудиторией которых являются студенты медицинских вузов. Поиск упоминаний об остеопатии производился по ключевому слову «остеопат». Для сбора информации специально была разработана анкета, включающая 22 вопроса. Первая часть анкеты содержит 16 вопросов о специальности «остеопатия»; вторая часть — шесть вопросов, позволяющих изучить социальные характеристики респондентов — пол, возраст, курс обучения, успеваемость, наличие врачей в семье, занятия в студенческом научном обществе (СНО). 14 вопросов из первой части анкеты были дихотомическими и два вопроса имели три варианта ответа и более. 12 вопросов из первой части были направлены на изучение представлений студентов об остеопатии, правильный ответ оценивали в 1 балл, неправильный — 0, полученные баллы суммировали. При последующей обработке результатов было проведено ранжирование показателей у респондентов, оцениваемых по 12-балльной шкале, на три группы: 1–4 балла — низкий уровень представлений, 5–8 баллов — средний уровень, 9–12 баллов — высокий уровень.

Результаты. Установлено, что низкий уровень представлений о специальности «остеопатия» имеют 66 % респондентов, средний уровень — 30 %, высокий уровень — лишь 4 %. В связи с недостатком источников корректной информации внутри системы обучения, в медицинском вузе широко распространены заблуждения о данной специальности. Установлено, что у группы людей, занимающихся в СНО, уровень представлений об остеопатии достоверно выше, чем у студентов, не занимающихся в СНО, и что студенты, имеющие врачей в составе семьи, имеют уровень представлений об остеопатии достоверно ниже, чем студенты, не имеющие врачей в семье.

Заключение. Необходимо использовать разные способы информирования студентов о новой меди- цинской специальности, учитывающие их индивидуальные характеристики, а также ввести в систему об- учения ознакомительные занятия по остеопатии (лекции, практические занятия) в факультативном и/или элективном цикле, усовершенствовать работу СНО в медицинских вузах. Работа в этом направлении будет иметь профориентационное значение для студентов, а также позволит обеспечить междисциплинарное взаимодействие.

Об авторах

А. А. Кулигина
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова
Россия
врач-ординатор кафедры остеопатии


И. Г. Юшманов
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова
Россия

Иван Геннадьевич Юшманов, ассистент кафедры остеопатии

191015 Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41



Список литературы

1. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1183н (ред. от 01.08.2014) «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» [Prikaz Minzdrava Rossii ot 20.12.2012. № 1183n (red. ot 01.08.2014) «Ob utverzhdenii Nomenklatury dolzhnostej medicinskix rabotnikov i farmacevticheskix rabotnikov» (In Russ).]. Available from: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-20122012-n-1183n

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. № 1061 (ред. от 23.03.2018) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12.09.2013. № 1061 (red. ot 23.03.2018) «Ob utverzhdenii perechnej specialnostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovaniya» (In Russ.)]. Available from: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-12092013-n-1061

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.08.2014 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта высшего образования по специальности 31.08.52 „Остеопатия“ (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 25.08.2014. «Ob utverzhdenii Federalnogo gosudarstvennogo standarta vysshego obrazovaniya po specialnosti 31.08.52 „Osteopatiya“ (uroven podgotovki kadrov vysshej kvalifi kacii)» (In Russ.)].

4. Приказ Министерства здравоохранения от 07.10.2015 № 700н (ред. от 11.10.2016) «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» [Prikaz Ministerstva zdravooxraneniya ot 07.10.2015 № 700n (red. ot 11.10.2016) «O nomenklature special′nostej specialistov, imeyushhix vy′sshee medicinskoe i farmacevticheskoe obrazovanie» (In Russ.)]. Available from: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-07102015-n-700n

5. Приказ Министерства здравоохранения от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“» [Prikaz Ministerstva zdravooxraneniya ot 08.10.2015 № 707n (red. ot 15.06.2017) «Ob utverzhdenii Kvalifi kacionnyh trebovanij k medicinskim i farmacevticheskim rabotnikam s vysshim obrazovaniem po napravleniyu podgotovki „Zdravooxranenie i medicinskie nauki“» (In Russ.)]. Available from: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-08102015-n-707n

6. Приказ Минобрнауки России от 10.04.2017 № 320 «О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10.04.2017 № 320 «O vnesenii izmenenij v perechni specialnostej i napravlenij podgotovki vysshego obrazovaniya» (In Russ.)]. Available from: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-10042017-n-320-o-vnesenii

7. Заляев А. Р. Социальный портрет и профессиональные стратегии российского студента-медика (результаты эмпирического исследования). Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017; 39: 204–215 [Zalyaev A. R. Socialnyj portret i professionalnye strategii rossijskogo studenta-medika (rezultaty empiricheskogo issledovaniya). Tomsk State University. Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2017; 39: 204–215 (In Russ.)].


Рецензия

Для цитирования:


Кулигина А.А., Юшманов И.Г. Представления студентов медицинского вуза о новой медицинской специальности «остеопатия» с учётом их индивидуальных социальных характеристик. Российский остеопатический журнал. 2019;(3-4):88-96. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2019-3-4-88-96

For citation:


Kuligina A.A., Yushmanov I.G. Image of the new medical specialty «osteopathy» among students of a medical university with due regard to their personal social characteristics. Russian Osteopathic Journal. 2019;(3-4):88-96. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2019-3-4-88-96

Просмотров: 458


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2220-0975 (Print)
ISSN 2949-3064 (Online)