

Проблемы развития персонала в сфере частной стоматологии
https://doi.org/10.32885/2220-0975-2025-1-71-87
Аннотация
Введение. Важность развития персонала невозможно переоценить. Этот процесс играет решающую роль в личном и карьерном росте отдельных лиц и общем успехе организаций. Вследствие этого одним из важнейших факторов в современных организациях является непрерывное профессиональное обучение и развитие специалистов, причем существует необходимость развития не только конкретных сотрудников, но и всего коллектива в целом. В полной мере это характерно для сферы медицины, и в частности для стоматологии. Весомым конкурентным преимуществом для любой стоматологической клиники является высококвалифицированный и системно развивающийся персонал. Изменение поведения пациентов и возросший ценз их ожиданий, появление на рынке новых медицинских технологий, оборудования и методов лечения требуют все более развитых профессиональных и над профессиональных компетенций медицинских сотрудников.
Цель исследования — выявление проблемных зон для дальнейшей разработки программы совершенствования системы развития персонала частных стоматологических клиник.
Материалы и методы. Объектом исследования выступили частные стоматологические клиники Санкт-Петербурга (четыре сетевых бренда в форме обществ с ограниченной ответственностью), всего 25 клиник. Методологию исследования составляет совокупность методов социологического анализа, в том числе интервьюирование, анкетирование, непосредственное наблюдение, а также специальные методы — анализ пяти сил Портера, экспертные фокус-группы, ранжирование методом парных сравнений. Исследование проводили с января 2023 г. по май 2024 г.
Результаты. В ходе исследования были выявлены ключевые HR-тренды на рынке стоматологических услуг: увеличение конкуренции не только за талантливых врачей и средний медицинский персонал, но и за немедицинский персонал, рост востребованности слаженных команд/смен с взаимодополняющими компетенциями, повышенное внимание владельцев клиник и руководителей к созданию благоприятной внутренней среды клиники, увеличение потребности в профессиональных управляющих клиникой. Предложена типологизация сотрудников стоматологических клиник по степени их готовности к развитию, выявлены две группы риска среди персонала. Проведен анализ стоматологических клиник по модели пяти сил Портера, в результате которого определены наиболее весомые факторы — давление поставщиков и давление конкурентов. Получены результаты интервьюирования главных врачей и опроса персонала стоматологических клиник. Все вышеизложенное легло в основу сформированного каталога проблем, характерных для частных стоматологических клиник в текущем периоде.
Заключение. Результаты исследования обусловили необходимость разработки типового проекта развития персонала в сфере частной стоматологии, что будет представлено авторами в последующих публикациях. Авторы предполагают, что разработка такого рода проекта не только позволит создать действенную комплексную систему развития персонала, но и станет прецедентом внедрения проектного подхода в частные стоматологические клиники Санкт-Петербурга, а в дальнейшем — в клиники регионов России.
Об авторах
Е. С. ТрегубоваРоссия
Елена Сергеевна Трегубова, докт. мед. наук, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, профессор кафедры остеопатии с курсом функциональной и интегративной медицины; Санкт-Петербургский государственный университет, профессор Научно-практического и образовательного центра «Остеопатия» Медицинского института
191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Scopus Author ID: 7801407959
Е. В. Кучина
Россия
Ольга Владимировна Кучина, канд. эконом. наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт управления, доцент кафедры менеджмента
199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В. О., д. 57/43
Список литературы
1. Васин С. М., Нестерова С. М. Особенности менеджмента на основе системы сбалансированных показателей в стоматологических клиниках. Лидерство и менеджмент. 2020; 7 (4): 717–732. https://doi.org/10.18334/lim.7.4.111323
2. Ульянов Ю. А., Мингазова Э. Н. Анализ изучения удовлетворенности медицинского персонала особенностями организации работы сети стоматологических клиник, объединенных в научно-производственную сеть (ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н. А. Семашко», ФГБУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова». Москва, Россия). Менеджер здравоохранения. 2020; 5: 44–47.
3. Врачи-стоматологи и врачи-остеопаты обсудили развитие будущего сотрудничества. Рос. остеопат. журн. 2023; 1: 140.
4. Капранова О. Ф., Мусаев М. М. Направления совершенствования профессионального развития персонала в медицинских организациях на региональном уровне. Деловой вестн. предпринимателя. 2022; 10 (4): 20–25. https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-professionalnogo-razvitiya-personala-v-meditsinskih-organizatsiyah-na-regionalnom-urovne
5. Пять главных HR-трендов на 2024 год. Современные тренды развития рынка труда (электронный ресурс). https://potok.io/blog/hr-trends/hr-trends-in-russia-2024/
6. Чайцева С. С. Анализ модели пяти сил конкуренции и ее развитие в современных условиях. Символ науки. 2017; 02–1: 122–125.
7. Мигина Л. Е., Мысаев А. О., Уристемова А. К., Толеутаева Д. М. Стресс и профессиональное выгорание у врачей и медицинских сестер первичной медико-санитарной помощи. Обзор литературы. Наука и здравоохранение. 2022; 24 (2): 149–155. https://doi.org/10.34689/SH.2022.24.2.018
Рецензия
Для цитирования:
Трегубова Е.С., Кучина Е.В. Проблемы развития персонала в сфере частной стоматологии. Российский остеопатический журнал. 2025;(1):71-87. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2025-1-71-87
For citation:
Tregubova E.S., Kuchina О.V. Challenges of staff development in the field of private dentistry. Russian Osteopathic Journal. 2025;(1):71-87. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2025-1-71-87