

Развитие навыка дозированного давления у врачей в процессе профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия»
https://doi.org/10.32885/2220-0975-2024-4-90-101
Аннотация
Введение. Основным инструментом диагностики и лечения у врача-остеопата являются руки. В процессе профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» врачи осваивают различные виды пальпации и сотни техник остеопатической коррекции, при выполнении которых необходима различная строго дозированная сила давления на ткани.
Цель исследования — изучение развития навыка дозированного давления у слушателей первичной переподготовки по специальности «Остеопатия» в процессе обучения.
Материалы и методы. Когортное проспективное исследование проводили в течение 2022–2024 гг. Объектом исследования были слушатели цикла профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» Института остеопатии (Санкт-Петербург) — 15 человек 32–65 лет (медиана — 51 год), 8 мужчин и 7 женщин, которые вошли в опытную группу. Обследование проводили 4 раза — в конце II курса, в 1-м и 2-м полугодии III курса и на IV курсе. Также в течение 2023 г. проводили когортное однократное обследование 16 врачей различных специальностей, работающих в Липецкой ГБ № 4 «Липецк-Мед». В эту контрольную группу включили врачей с опытом работы не менее 3 лет, 10 мужчин и 6 женщин 30–60 лет (медиана — 49 лет), и по этим показателям, а также по стажу работы не было статистически значимых отличий от опытной группы обучающихся остеопатии (р>0,05). Испытуемые надавливали кистью ведущей руки на электронные весы и добивались показаний в 30; 250 и 800 г. Один раз они давили на весы с открытыми глазами и видели результат, потом 3 раза пытались его повторить с закрытыми глазами. На основе трех полученных значений рассчитывали среднее арифметическое, а затем из него вычитали целевой показатель и получали отклонение в абсолютных цифрах (г) и процентах.
Результаты. Будущие остеопаты в конце II курса обучения демонстрировали статистически значимо (р<0,05) меньшую ошибку при попытке давления силой в 30 г (от 0 до 220 г, медиана — 50 г) и 250 г (от –190 до 350 г, медиана — 41 г) по сравнению с врачами контрольной группы (соответственно, от 20 до 200 г, медиана — 90 г, и от –70 до 260 г, медиана — 75 г). При этом врачи обеих групп чаще ошибались в бо′льшую сторону. Для обеих групп врачей сложнее всего было воспроизвести минимальный показатель в 30 г и проще всего — максимальный в 800 г. Относительные значения отклонения от целевых показателей были статистически значимо меньше в группе будущих остеопатов (р<0,05). В процессе обучения врачей на курсе профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» планомерно уменьшались абсолютные величины отклонения от целевых показателей; для 30 г (р=0,001) и 800 г (р=0,041) эти изменения были статистически значимыми. Наибольшее улучшение навыка наблюдали при силе давления в 30 г. Мужчины были точнее при усилии в 800 г, женщины — в 250 г. Развитие навыка дозированного давления в 30 г показало сходные результаты независимо от пола. В опытной группе 9 человек до начала обучения использовали методы мануальной терапии в своей врачебной практике от 3 до 17 лет. Вычисление корреляции числа лет мануальной практики и абсолютных отклонений от целевого параметра показало низкие значения коэффициента корреляции на всех курсах обучения (р>0,05).
Заключение. Навык дозированного давления лучше развит у слушателей II года обучения курса профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия», чем у врачей, не обучающихся остеопатии. В процессе обучения остеопатии улучшается навык дозированного давления. Его развитие не зависит от стажа мануальной практики и мало зависит от пола. Наиболее выраженный прогресс произошёл при воспроизведении минимального показателя в 30 г (р=0,001) и максимального в 800 г (р=0,041) на 4-м году обучения.
Об авторах
В. Н. БояриновРоссия
Владимир Николаевич Бояринов , врач-нейрохирург
398006, Липецк, ул. Коммунистическая, д. 24
Ю. П. Потехина
Россия
Юлия Павловна Потехина , профессор, докт. мед. наук, профессор кафедры нормальной физиологии им. Н. Ю. Беленкова; заместитель директора по научно-методической работе
191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А 3
603005, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1
Scopus Author ID: 55318321700
Список литературы
1. Esteves J. E., Spence C. Developing competence in diagnostic palpation: Perspectives from neuroscience and education. Int. J. Osteopath. Med. 2013; 1 (17): 52–60. https://doi.org/10.1016/j.ijosm.2013.07.001
2. Попелянский А. Я. Воспитание навыков мануального терапевта. Мануал. тер. 1994; 8: 12–14.
3. Текутьева Н. В. Профессионально важные качества мануального терапевта. Мануал. тер. 2008; 2 (30): 66–71.
4. Кузнецова К. В., Кокина Е. Н., Куликов И. Г. Особенности дозированной локальной мануальной терапии в лечении пациентов с функциональными нарушениями органов дыхания. Оружие спецназа. 2016; 22 (2): 67–70.
5. Posadzki P., Ernst E. Osteopathy for musculoskeletal pain patients: a systematic review of randomized controlled trials. Clin. Rheumatol. 2011; 30 (2): 285–291. https://doi.org/10.1007/s10067-010-1600-6
6. Consedine S., Standen C., Niven E. Knowing hands converse with an expressive body — an experience of osteopathic touch. Int. J. Osteopath. Med. 2015; 19: 3–12. https://doi.org/10.1016/j.ijosm.2015.06.002
7. Клузо С., Аллар Р., Жомар Т. Оценка развития мануального потенциала студента, изучающего остеопатию. Рос. остеопат. журн. 2014; 1–2: 59–69. [
8. Мохов Д. Е., Аптекарь И. А., Белаш В. О., Литвинов И. А., Могельницкий А. С., Потехина Ю. П., Тарасов Н. А., Тарасова В. В., Трегубова Е. С., Устинов А. В. Основы остеопатии: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2020; 400 с.
9. Мохов Д. Е., Трегубова Е. С., Потехина Ю. П., Смирнова Л. М., Колышницын Н. Ю., Мирошниченко Д. Б. Сила давления на ткани при различных остеопатических техниках (пилотное исследование). Рос. остеопат. журн. 2023; 2: 155–168. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2023-2-155-168
10. Zegarra-Parodi R., de Chauvigny de Blot P., Rickards L. D., Renard E. O. Cranial palpation pressures used by osteopathy students: effects of standardized protocol training. J. Amer. Osteopath. Ass. 2009; 109 (2): 79–85.
11. Zegarra-Parodi R., Rickards L. D., Renard E. O. Measurement of Cranial Palpation Pressures used by Qualified Osteopaths: a cross-sectional study. J. Phys. Ther. 2011; 3: 38–44.
12. Кукуев Л. А. Структура двигательного анализатора. Л.: Медицина; 1968; 279 с.
13. Тверски Б. Ум в движении: как действие формирует мысль (пер. с англ.). М.: Альпина-нон-фикшн; 2020; 448 с.
14. Fadiga L., Craighero L., Olivier E. Human motor cortex excitability during the perception of others′ action. Curr. Opin. Neurobiol. 2005; 15 (2): 213–218. https://doi.org/10.1016/j.conb.2005.03.013
15. Потехина Ю. П., Леонов В. А. Физиологические основы развития осязания. Рос. остеопат. журн. 2017; 3–4: 11–19. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2017-3-4-11-19
16. Kamp R., Möltner A., Harendza S. «Princess and the pea» — an assessment tool for palpation skills in postgraduate education. BMC Med. Educ. 2019; 19 (1): 177. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1619-6
17. Кравченко Т. И., Гарцуева Т. А., Цирульников Е. М. Совершенствование тактильной чувствительности у обучающихся остеопатии. Остеопатия (информ. бюл.). 2004; 1: 40–45.
18. Малиновский Е. Л., Новосельцев С. В. Особенности преподавания пальпации в остеопатических учебных заведениях: Практические рекомендации. Мануал. тер. 2015; 4 (60): 69–74.
19. Фисенко П. В., Потехина Ю. П. Изменение характеристик каналов восприятия в процессе освоения дисциплины «Остеопатия». Рос. остеопат. журн. 2021; 3: 19–30. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-3-19-30
Рецензия
Для цитирования:
Бояринов В.Н., Потехина Ю.П. Развитие навыка дозированного давления у врачей в процессе профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия». Российский остеопатический журнал. 2024;(4):90-101. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2024-4-90-101
For citation:
Boyarinov V.N., Potekhina Yu.P. Development of the skill of dosed pressure in doctors in the process of professional retraining in the speciality «Osteopathy». Russian Osteopathic Journal. 2024;(4):90-101. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2024-4-90-101