Preview

Российский остеопатический журнал

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Характеристики каналов восприятия у врачей и их изменения в процессе профессиональной переподготовки по дисциплине «Остеопатия»

https://doi.org/10.32885/2220-0975-2024-3-92-104

Аннотация

Введение. Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений, в котором присутствуют все каналы — аудиальный, визуальный, кинестетический. Различается степень выраженности каждого канала в общей структуре восприятия. В психологических исследованиях обычно отображают удельный вес каналов восприятия в общей его структуре в одномоментном «срезе» определенной группы людей. В доступной литературе данных об особенностях каналов восприятия врачей найдено не было. Очень мало данных по изменению каналов восприятия у одной группы обследуемых на протяжении длительного периода времени.

Цель исследования — изучение характеристик каналов восприятия у врачей разных специальностей и у слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» в процессе обучения.

Материалы и методы. Когортное проспективное исследование проводили в течение 2022–2023 гг. на базе Института остеопатии (Санкт-Петербург). Объектом обследования были слушатели цикла профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» — 32 человека 30–68 лет (медиана — 46,4 года), 13 мужчин и 19 женщин. Обследование проводили 3 раза — в конце II курса, на III курсе и на IV курсе. Трехкратное обследование прошли 23 человека. Также в течение 2023 г. проводили когортное однократное обследование врачей на базе Самарской городской поликлиники № 1: гинекологи — 27 человек 27–68 лет (медиана — 42,37 года), стоматологи — 25 человек 24–61 лет (медиана — 42,5 года), педиатры — 26 человек 24–70 лет (медиана — 43,6 года), терапевты — 23 человека 24–64 лет (медиана — 39 лет). Все обследуемые имели законченное высшее медицинское образование и стаж работы более 1 года. Проводили анкетирование с помощью опросника С. А. Ефремцевой «Диагностика доминирующей перцептивной модальности», который состоит из 48 вопросов, направленных на выявление преобладающего канала восприятия по трём направлениям — аудиальный, визуальный и кинестетический. Максимальное число баллов по каждому из трёх каналов модальности составляет 16, минимальное — 0. Опрос был анонимным. В анкете участники сообщали данные о своём поле, возрасте и стаже работы.

Результаты. Выявлена особенность структуры доминирующих каналов восприятия у врачей (гинекологи, терапевты, педиатры): чаще всего в качестве доминирующего выступал кинестетический (36–50 %), на втором месте — визуальный (19–30 %), на третьем — полимодальный (19–22 %). Аудиальный канал в качестве доминирующего встречался реже всего, но не менее 11 %. Среди стоматологов в структуре доминирующих преобладал визуальный канал — 40 %, на 4 % реже — кинестетический, полимодальное восприятие доминировало лишь в 4 % случаев. У врачей, работающих по специальностям «Гинекология», «Стоматология», «Педиатрия» и «Терапия», не выявлено статистически значимой разницы в выраженности всех каналов восприятия (р>0,05). Общая структура восприятия у слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» претерпевала изменения по мере обучения. Удельный вес полимодального канала в общей структуре восприятия увеличивался ежегодно и повысился почти в 7 раз на IV курсе по сравнению со II курсом (в 43 % случаев доминирование кинестетического канала сочеталось с аудиальным каналом, в 57 % — кинестетический сочетался с визуальным). Удельный вес аудиального канала при этом снизился, и к IV курсу не осталось слушателей с доминирующим аудиальным каналом. Выраженность кинестетического канала у слушателей курса «Остеопатия» в процессе обучения планомерно росла (р=0,0008). На 2-м году обучения будущие остеопаты не отличались от врачей других специальностей, на 4-м году стали отличаться большей выраженностью кинестетического канала (р=0,0001). По другим каналам статистически значимой динамики и отличий выявлено не было.

Заключение. У врачей чаще всего доминирует кинестетический канал восприятия. У слушателей профессиональной переподготовки по специальности «Остеопатия» по мере обучения происходило дальнейшее увеличение выраженности кинестетического канала восприятия. Наибольший его прирост произошел на 4-м году обучения, и будущие остеопаты по этому показателю стали отличаться от врачей других специальностей.

Об авторах

И. В. Соколова
Самарская городская поликлиника № 1
Россия

Ирина Вениаминовна Соколова, заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности

443115, Самара, ул. Тополей, д. 12



Ю. П. Потехина
Институт остеопатии ; Приволжский исследовательский медицинский университет
Россия

Юлия Павловна Потехина, профессор, докт. мед. наук, профессор кафедры нормальной физиологии им. Н. Ю. Беленкова; заместитель директора по научно-методической работе

Scopus Author ID: 55318321700

191024, Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 1, лит. А

603005, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1



Список литературы

1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.:НОРМА-ИНФРА; 1999: 624 с.

2. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов (в 3-х книгах). Книга 1: Общие основы психологии. М.: Центр ВЛАДОС; 1999: 688 с.

3. Денишова Д. А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека. Гуманитарный науч. вестн. 2017; 5: 8–16.

4. Phillips D. P. Auditory gap detection, perceptual channels, and temporal resolution in speech perception. J. Amer. Acad. Audiol. 1999; 6: 128.

5. Копылова Ю. С., Аглиулова К. Д. Влияние канала коммуникации на восприятие информации. Экономика и социум. 2016; 5–1 (24): 1018–1021.

6. Электронный ресурс «Би-би-эф». Ссылка активна на 20.02.2024. https://bbf.ru/magazine/26/6193

7. Грузкова С. Ю., Сагеева Е. Р. Особенности развития каналов восприятия у студентов технического вуза. Вестн. Казанского ГЭУ. 2015; 2 (26): 118–128.

8. Барило С. А., Христенко А. О., Рахимов Б. А. Роль каналов восприятия в коммуникативных процессах с клиентами. Науч. сетевой журн. «Столыпинский вестник». 2023; 1: 263–271.

9. Фисенко П. В., Потехина Ю. П. Изменение характеристик каналов восприятия в процессе освоения дисциплины «Остеопатия». Рос. остеопат. журн. 2021; 3: 19–30. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2021-3-19-30

10. Ефремцева С. А. Диагностика доминирующей перцептивной модальности // В кн.: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии; 2002: 175–176.

11. Авдеенко А. Ю., Георгиевская В. Ю., Кондратенко С. В. Взаимосвязь свойств восприятия будущих водителей с успешностью их обучения в автошколах. Эргодизайн. 2018; 1: 23–27. https://doi.org/10.30987/article_5bbf0a8fec8106.43951726

12. Клузо С., Аллар Р., Жомар Т. Оценка развития мануального потенциала студента, изучающего остеопатию. Рос. остеопат. журн. 2014; 1–2: 59–69.

13. Мохов Д. Е., Трегубова Е. С., Потехина Ю. П. Остеопатия и ее восстановительный потенциал. СПб.: Невский ракурс; 2020; 200 с.

14. Потехина Ю. П., Леонов В. А. Физиологические основы развития осязания. Рос. остеопат. журн. 2017; 3–4: 11–19. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2017-3-4-11-19


Рецензия

Для цитирования:


Соколова И.В., Потехина Ю.П. Характеристики каналов восприятия у врачей и их изменения в процессе профессиональной переподготовки по дисциплине «Остеопатия». Российский остеопатический журнал. 2024;(3):92-104. https://doi.org/10.32885/2220-0975-2024-3-92-104

For citation:


Sokolova I.V., Potekhina Yu.P. Characteristics of perception channels of doctors and their changes in the process of professional retraining in the discipline of «Osteopathy». Russian Osteopathic Journal. 2024;(3):92-104. (In Russ.) https://doi.org/10.32885/2220-0975-2024-3-92-104

Просмотров: 155


ISSN 2220-0975 (Print)
ISSN 2949-3064 (Online)